Rss
Погода Сеул
-3
°
C
-2°
-6°
Сеул
Пятница, 30
Прогноз на неделю
Визитеры
Flag Counter
Опросы
Девушка недели
Курс валют
Рекомендуем
Радио Онлайн
Онлайн радио #radiobells_script_hash
Календарь
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
Группа на ФБ
KOREANLIFE.RU - корейский портал » Диаспора » «Корё сарам». Как живет корейская община в Таджикистане
  • Опуликовал: admin
  • |
  • Коментариев: 0
  • |
  • Просмотров: 6
История появления корейцев в Таджикистане уходит в 50-е прошлого века, когда они переселились сюда из Узбекистана и Казахстана. В эти страны Центральной Азии корейцы попали в 1937 году, когда были депортированы из Дальнего Востока.
По словам председателя Ассоциации советских корейцев Таджикистана Виктора Кима, это было сделано после ухудшения отношений с Японией, под предлогом того, чтобы японская разведка не использовала корейскую часть населения в своих целях. В результате 172 тысячи корейцев были в срочном порядке депортированы из Дальнего Востока.
 
В основном, переселенцы попали в  Казахстан и Узбекистан. Условия переезда были очень трудными, не выдержав суровых условий часть людей погибла в степи. Корейцы стали обживаться в этих двух республиках и вплоть до 1954 года не имели права покидать новое место жительства.
 
«После смерти Сталина этот запрет был снят и в конце 50-х – начале 60-х годов, в поисках лучшей доли корейцы начали переезжать в другие республики. Так, одна их часть попала в Таджикистан», – рассказывает Виктор Ким.
 
Хотя в корейской диаспоре есть и те, кто приехал сюда до массового переселения. Это были выпускники центральных вузов, молодые специалисты, прибывшие сюда в основном из Москвы и Ленинграда. Они внесли вклад в развитие практически всех отраслей народного хозяйства, медицины, науки и образования.
 
Один из них – Тхя Дюн Ли, которого в советское время «окрестили» по-русски Романом Александровичем, стоял у истоков Таджикского технического университета (ТТУ).  Его сын – Игорь Ли также внес огромный вклад в воспитание научно-технических кадров Таджикистана. По словам преподавателей ТТУ, во многом благодаря Игорю Ли, еще в конце 70-х в политехническом Университете Таджикистана был основан новый факультет – автоматизированные системы управления (АСУ), который подготовил целую плеяду технарей. Этот факультет был единственным в Центральной Азии.
 
Среди других известных  представителей корейской диаспоры – Наталья Хван – главный врач Республиканского роддома; Александр Пак – начальник Душанбинской горэлектросети, Николай Ли – начальник следственного управления Генеральной прокуратуры, его брат Тайсун Ли – директор завода «Таджикгидроагрегат», Владимир Шин – председатель комитета по стандартизации, Нина Пак – основатель и главный редактор одной из первых частных газет «Бизнес и Политика».
 
В начале 60-х прошлого века в Фархорском районе Таджикистана первые переселенцы – корейцы создали рисоводческое хозяйство «Сурхоб». Его председатель Петр Григорьевич Ким впервые в республике применил технологию двух урожаев – осенью сажал озимую пшеницу, ранней весной убирал ее и тут же сеял рис. Он же стал и первым рисоводом в Таджикистане.  Примеру корейцев последовали и местные полеводы.
 
А корейцы, чтобы встать на ноги, продолжали неустанно работать – вахтовым методом, который называется по-корейски «кобончжи», они выезжали семьями на полевые работы по выращиванию лука и бахчевых культур в другие республики Советского Союза и, продав урожай, возвращались обратно домой. По сути дела, они оказались своего рода проводниками рыночной экономики в условиях советского социализма.
 
Сейчас в поселке Фархор проживает единственная кореянка, 65-летняя Лариса Пак, которая вышла замуж за узбека и приняла ислам. Она ассимилировалась в местной общине и от ее прошлого осталась только фамилия.
Массовый отъезд
Согласно переписи 1989 года, корейская диаспора в Таджикистане насчитывала 14300 человек (только в Душанбе проживало около 7 тысяч корейцев). Однако во время последней переписи населения, прошедшей в 2010 году, лишь 650 человек назвали себя корейцами. Но Виктор Ким  считает, что число его сородичей в Таджикистане превышает 1000.
 
Массовый отъезд корейцев, как многих других представителей нацменьшинств в Таджикистане, произошел в начале 90-х, в годы гражданской войны. Раньше в Душанбе, в районе Первого советского, находился так называемый «корейский поселок», где преимущественно жили корейцы. В те годы тиражом более одной тысячи экземпляров издавалась газета корейской диаспоры «Корё ильбо».
 
В 1992 году по заказу корейских бизнесменов режиссер Майрам Юсупова сняла документальный фильм «Коре сарам», который повествует о массовом потоке беженцев-корейцев из страны.
 
«Корё сарам» буквально переводится как «корейский человек». Это означает, что здешний кореец  родом не из Южной или Северной Кореи (не чосон сарам и не хангук сарам), а именно из того племени, которое появилось на Дальнем Востоке и потом перебралось в Среднюю Азию – корё сарам.
 
«Это такое  сообщество, которое получило свое развитие в условиях изоляции и является новой субэтнической общностью корейского этноса, которая в течение большого исторического периода внесла свой, определенный вклад в развитие страны проживания, – говорит политолог Сим Хон Ёнг из Кореи. 
 
Среди тех, кто остался в Таджикистане, выпускник Бауманского высшего технического училища Виталий Владимирович Шин, скромный преподаватель Таджикского технического университета, а в прошлом, человек, благодаря которому произошли инновационные перемены в некоторых ключевых отраслях экономики Таджикистана. Например, создание биллинговой системы в Душанбинской городской телефонной сети, которая позволила автоматизировать систему управления, учет грузовых вагонов через программное обеспечение на персональных компьютерах, которое сэкономило деньги управления железной дороги страны в десятки раз и появление первой в стране международной платежной карты «Visa» в «Таджиксодиробанке», – это все заслуги Шина.
 
Власти Южной Кореи признали «корё сарам» своими соотечественниками и установили некоторые льготы для них. В частности, согласно закону советские корейцы  могут в течение 5 лет жить и работать в Корее без визы. По словам Виктора Кима, благодаря этому корейцы из Таджикистана смогли обосноваться в Южной Корее вместе с семьями.
 
«Другая часть молодых корейцев уезжает в Россию – там, где русскоязычная среда, потому что трудно устроиться на официальную работу. Меж тем,  можно назвать многих современных ребят, которые хорошо знают таджикский, имеют друзей и никуда уезжать не собираются», – говорит лидер корейской диаспоры.
 
Немногие из «корё сарам» теперь знают родной язык, потому что он устно передавался от старших. Кстати,  язык  советских корейцев  образовался на основе северо-восточного, так называемого хамгёнского диалекта Северной Кореи.
 
Корейцы раньше придерживались традиционных культов своей исторической родины –  буддизм, конфуцианство, даосизм. Но русским удалось привить  им православие, иногда даже силой. Хотя, по словам Виктора Кима, их деды перешли в православие добровольно. Среднее поколение советских корейцев, которые родились в СССР, в большинстве – атеисты. В 90-е годы, когда в Таджикистане появились первые южнокорейские протестантские миссионеры и открылась церковь «Сонмин Сунбогым», некоторые из корейцев примкнули ней.
 
Таджикистан, в соответствии с международными нормами и конвенциями об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принял на себя обязательства обеспечивать представителям национальных меньшинств свободное выражение, сохранение и развитие культуры во всех ее аспектах.
 
«Представителям национальных меньшинств в Таджикистане также не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком», – отмечает таджикский исследователь Имомиддин Раджабов.
 
А вот традиции, таджикистанские корейцы очень чтут. По словам представителей диаспоры, у корейцев есть три основных праздника, которые обязательны для всех. Это 5 апреля – родительский день, когда дети идут на могилы своих предков, чтобы исполнить ритуал деса – выражение почтения и любви к усопшему предку.
 
Второй очень важный обряд  называется «толь» – годовщина рождения ребенка, когда перед ним на низеньком столике – «кудури», ставят различные предметы. Считается, то, что малыш выбрал первым, предназначает его карму, род занятий. Ребенка после ритуала родственники одаривают деньгами. И третий, обязательный праздник – «хангеби» или «хвангаб», когда отмечают 60-летие родителя.
 
«Это очень важное мероприятие, – объясняет Виталий Шин, – Потому что в ряду сложившихся обстоятельств раньше редко кто доживал до своего шестидесятилетия. У нас принято, чтобы праздник для юбиляра устраивали дети». 
 
Наблюдения показывают, что важное место в традиционной корейской семье играет женщина. Именно она трактует семейный уклад, который держится и передается из поколение в поколение.
 
«Корейская морковь» о которой не слышали в Корее
 
В новых условиях проживания, из-за отсутствия определенных ингредиентов, изменилась традиционная кухня корейцев. В результате появились блюда и  салаты, о которых в самой Корее и не слышали. Таких, как например, салат из моркови – «морковь-чхе», который придумали среднеазиатские корейцы исходя из экономии и доступности.
 
Раньше на каждом базаре можно было увидеть кореянок, торгующих острыми салатами. Теперь их места заняли таджики, потому что по признанию одной знакомой, рынок диктует свои, негласные правила: аренду за место приходится платить больше, чем титульная нация.  Впрочем, эта проблема касается не только этнических корейцев, но и других меньшинств. К тому же, корейские салаты дело трудоемкое, и соответственно, цена возрастает, а обычный люд предпочитает покупать таджикские подделки, потому что они дешевле.
 
Из-за ухода из частного уличного бизнеса, корейскую молодежь теперь можно увидеть совсем в другом амплуа – они, как правило, работают менеджерами в частных и международных компаниях, администраторами или программистами. Это к примеру, Виктор Кан, заместитель главы Федерации по таэквондо в РТ,  Ксения Ким – глава HR-департамента  в представительстве Coca Cola в РТ, Владимир Ким и его супруга Людмила Ан, которые имеют собственный ресторан «Кая» и другие. 
 
Что касается русских имен и корейских фамилий, то по сложившимся устоям, фамилия играет важную роль в жизни корейцев – она обозначает род. Опять же, русские имена корейцам стали давать после получения ими российского гражданства, потому что их собственные – были трудными для произношения.
 
«Никакие варианты изменений корейской фамилии неприемлемы. Имя, отчество можно изменить на русский манер, но фамилия – это святое, потому что она определяет поин, род, – объясняет Виктор Ким. – К тому же, фамилии могут быть одинаковыми, но род – разный».
 
Для корейцев, как и таджиков, характерно почитание старших, любовь и забота к близким, добро­желательное отношение к соседям. Между тем, они отличаются своей осторожностью: никогда ничего лишнего не говорят,  очень избирательны в суждениях и отношениях.
 
По словам главы диаспоры, нынче время такое, когда нельзя афишировать себя.
 
«Мы  не глупые, для нас важно не афишировать себя. Уметь быть скромным – это хорошее качество, когда ты живешь в другой стране», – считает он.
 
«Когда я в Таджикистане, то я – кореец. За его пределами считаю себя таджикистанцем. Если живешь в этой стране, то нужно ее любить и быть патриотом, а если любви нет, то зачем в ней жить?» – по-философски рассуждает Ким.

Добавление комментария

Имя:* E-Mail:*
  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив